История бронеавтомобилей

Сегодня под бронеавтомобилем мы обычно подразумеваем инкассаторский транспорт, перевозящий выручку, объекты искусства и другие дорогие вещи. Но в начале своего пути развития это были военные машины — «панцервагены». Броневики оснащались не только защитным слоем для кратковременного выхода на поле боя, но и пулеметным или пушечным вооружением. Первые экземпляры были созданы в начале XX века, а ко Второй мировой войне броневики появились в распоряжении множества государств. В отличие от бронетранспортера, бронированные автомобили не были предназначены для перевозки десанта, зато по отдельным качествам превосходили легкие танки того периода. Разведывательные советские автомобили БТР-40 и 152, американский Cadillac Commando, немецкий Dingo ATF в свое время являлись лучшими мобильными бронемашинами.

Нестабильная политическая обстановка, социальные и экономические кризисы, революции — все это ставило власть в уязвимое положение. Первые лица передовых стран, выступая на публике, постоянно находились в опасности. Водителя с пистолетом уже было недостаточно. С первого выстрела в эрцгерцога Фердинанда в 1914 году начались разработки автомобиля на массовом промышленном шасси для защиты глав государств и высокопоставленных чиновников.

В 1939 году в СССР поступил первый бронированный Mercedes-Benz 540K в качестве подарка Сталину от немецкой власти. В этом же году «ЗИС» начал совершенствовать автомобили и превращать их в бронеавтомобили. Защитные элементы были покрыты металлом толщиной 6 мм, а обычные стекла были заменены на многослойные пластины шириной 75 мм.

К окончанию Великой Отечественной войны был сконструирован бронеавтомобиль ЗИС-115. Впервые он был разработан на основе единой бронированной капсулы, однако по окончании эпохи сталинизма такой вид транспорта перестал пользоваться популярностью. Лишь в 1969 году, в период правления Брежнева, бронеавтомобили вновь стали использоваться как средство передвижения и защиты первых лиц государства.

Черный лимузин — достижение европейских машиностроительных заводов

В европейских капиталистических странах появлялись бронированные автомобили марок Rolls-Royce, Packard, Mercedes-Benz и Bentley. Внешне они слабо отличались от обычных машин премиум-класса. Визуальные свойства и новизна материалов стали высоко цениться в отрасли производства данных транспортных средств. Основной задачей производителей стала не столько стопроцентная защищенность перевозимых персон, сколько неотличимость броневика гражданами от обычного автомобиля.

На заводе имени Лихачева в СССР все характеристики машин тщательно скрывались, документы с чертежами имели статус «Секретно», а советская система бронирования не имела аналогов в мире. Завозились в Россию и импортные черные бронированные лимузины, подчеркивающие статус владельца авто и защищающие его от вооруженного нападения в пути.

Современные бронеавтомобили

В развитых странах для гражданских нужд производятся и эксплуатируются два вида бронеавтомобилей:

  • т/с представительского класса;
  • VIP-микроавтобусы.

Заказчиками седанов и купе Audi, Volkswagen, BMW и Toyota являются, в основном, крупные бизнесмены и публичные лица. Заказ автобусов — прерогатива банков и организаций, деятельность которых связана с дорогостоящими объектами культуры и искусства.

На дороге отличить бронированный автомобиль от обычного невооруженным глазом практически невозможно. Mercedes-Benz выпускает разные классы данного вида машин: модели E, G, S ожидают своих хозяев и продаются довольно хорошо. По заказу клиента уровень бронирования может быть повышен или понижен. Степень защиты варьируется от B1 до B7, где B7 — самая «непробиваемая» степень. Обычно такой броней покрываются «квадратные» внедорожники, которые также снабжаются пневмоподвеской, звуковыми и световыми эффектами, обладают увеличенной колесной базой.

В последнее десятилетие бронированные авто снабжаются подушками безопасности, которые располагаются не только спереди, но и по бокам. В результате этого в легких дорожно-транспортных происшествиях находящиеся в салоне пассажиры отделываются испугом, максимум — мелкими ссадинами и ушибами. В серьезных ДТП также повышается шанс не просто выжить, а даже уцелеть в критических ситуациях (по сравнению с коммерческим транспортом аналогичных моделей).

Задача завтрашнего дня — сделать кузов автомобиля не только прочным, но и легким. Современное оружие становится все более бронебойным, мощным и скорострельным. Это также должны учитывать инженеры, проектировщики и другие специалисты в области разработки бронеавтомобилей.